С 5 по 6 декабря Совет молодых литераторов СПР провел Большое онлайн-совещание, в котором приняли участие писатели и поэты из Центрального федерального округа и с Дальнего Востока.
Впечатления разные: от печальных и холодных, как поздняя осень, до радостных и обнадеживающих, как первый декабрьский снег.
С одной стороны, онлайн-формат подразумевает заочное общение — физическую отдаленность, невозможность собраться поздней ночью в одной из комнаток московской гостиницы, где происходит чудо — живой диалог о природе поэзии и поиске лирической истины. Разговоры. Энергия. Ощущение полета.
С другой стороны, удалось соединить молодых литераторов из противоположных регионов страны и дать им возможность обменяться опытом: как литературным и организационным, так и жизненным.
Совещание даже в онлайн-формате вышло насыщенным и интенсивным: интересные круглые столы и лекции, опытные мастера, внимательные и глубоко переживающие за русскую литературу участники, мгновенная техническая помощь, осуществляемая Денисом Ткачуком. Вдвойне приятно, что всю эту программу получилось организовать на высоком уровне, несмотря на наше сложное и странное время.
В первый день прошел Круглый стол «Толстяки и молодняк», на котором были представлены такие толстые литературные журналы, как «Москва», «Наш современник», «Огни Кузбасса», «Сибирские огни», а также электронные журналы «Формаслов» и «Лиterraтура». Члены редколлегии дали советы начинающим авторам по оформлению рукописи, жанровым особенностям каждого журнала и его специфике.
Если говорить о своем семинаре, то обсуждались юношеские, смелые и искренние тексты: от лирики с твердой (на удивление!) гражданской позицией до вольных стихов и занимательных басен. Мастерами выступали Виталий Волобуев, Иван Александровский и Григорий Шувалов. По итогам из нашего семинара рекомендовали трех поэтов на Всероссийское Совещание молодых литераторов, так называемые Химки: Екатерину Пешкову из Читы, Екатерину Годвер из Москвы и меня — Павла Сидельникова из Воронежа.
Стихи Екатерины Пешковой трогают и волнуют, они вылетают из дневного постоянства и стремятся в естественное и знакомое, оставляя за собой все сонное и холодное:
Откройте сном зашторенные шторы
И холодом заштопанные рты,
Внимайте жадно птичьим разговорам.
От офисной нелепой суеты
Бегите прочь: к кустам цветным сирени,
В потоки пены яблоневых рощ.
Вставайте пред ручьями на колени,
Влюбляйтесь всей душою в теплый дождь.
И на пути к балансу и покою
Ловите дня безбашенного миг,
Пока мгновенье летнее живое
Не обрело осенний мрачный лик.
Екатерина Годвер в своих стихах мрачна и внимательна, ей свойственно смотреть на существенное и существующее через языковую призму времени, в которой автор, безусловно, честен и по-своему прав:
ощерился невырубленный лес
скелетами отцветших колоколен;
травы — по пояс, грязи — по колено,
вокруг следы ботинок и колес,
а в них черна вода и небо стынет,
ложатся листья золотом сусальным.
бьет о кремень господнее кресало,
горит закат бездумно и бездымно,
языческую охру льет на крыши
и киноварью мажет полустанки.
болота под белилами тумана,
обманчиво недвижны, тихо дышат.
но в сумерках, кряхтя по-человечьи,
сосна к другой склоняется сосне
и шепчет ей о снеге и весне,
и тучах, навалившихся на плечи.
По словам семинаристов и мастеров, стихи Павла Сидельникова — символичны и воздушны, автор с полной ответственностью пытается уместить в них тот воздух, которым он дышит и ощущает в пространстве:
Вдруг, оказавшись не у дел,
услышишь — чайник подоспел.
Но ведь до этого не слышал
воды кипенье: пыш-пыш-пыш,
как дни недели.
Скрипит коническая крыша,
где Бог сидит — превыше крыш,
где мы сидели.
После завершения творческих семинаров проходил круглый стол «Молодые писатели и современный литпроцесс: зачем мы пишем?». Стоит отметить, что до открытия совещания участники ответили на два вопроса: 1) «Зачем и для кого пишет сегодня молодой писатель?»; 2) «Как вы представляете себе портрет современного молодого писателя?». По ним и проходил анализ сказанного. Итог вышел любопытным. Самым популярным мотивом творчества стало удовлетворение эгоцентрических потребностей, рядом с ним — познание и осмысление. Соответственно, современному молодому писателю необходимо помочь показать себя и найти свое место в литературном контексте. Если говорить о портрете, то этой теме может быть посвящена целая научная диссертация — многое было сказано, и со многим можно согласиться.
Также во время совещания проходили лекции Нины Ягодинцевой под названием «Принципы творческой безопасности» и мини-лекции Романа Круглова и Марии Четвериковой о поэзии, они есть в открытом доступе.
В конец программы был поставлен онлайн-концерт молодой поэзии на базе проекта «КвARTирник». Молодые авторы, смотря в монитор или экран смартфона, читали свои стихи. Для многих это стало отличной возможностью снять напряжение после тяжелых обсуждений. Было приятно и легко.
На следующее утро мы получили весть о том, что ушел из жизни поэт, заместитель главного редактора журнала «Наш современник», секретарь правления Союза писателей России А. И. Казинцев. Александр Иванович был одним из мастеров на первом семинаре поэзии, но его пришлось заменить из-за проблем со здоровьем. Он всегда был открыт к диалогу: на мастер-классах чувствовал каждого автора и давал правильные советы по улучшению текстов. Для участников эта новость оказалась действительно трагичной. В своих дневниковых записях я нашел следующее: «Улыбчивый, радостный и мудрый с изящной черно-серенькой бородкой (и усами!)». Светлая и вечная память!
8 декабря в газете «День литературы» появился отчет Пленума СП России «Завершая 2020-й», в котором (кроме прочего) говорится об этом совещании:
«Вчера мы закончили двухдневный Большой онлайн-семинар «Москва — Владивосток», посмотрели ребят из Владивостока, Магадана, Благовещенска, других областей Дальневосточного федерального округа. Мы уверены, что наработанный опыт позволит нам применить его в какой-то части и в будущих Химках. Единственное: на выходе в списках рекомендованных семинаристов практически не оказалось литераторов от нашего самого отдаленного региона. Да, приславшие работы молодые писатели из центральной России, возможно, чуть больше подготовлены в силу того, что здесь и чаще проходят мастер-классы, всевозможные школы. Но наша задача как раз и состоит в том, чтобы заглянуть в самую глубинку, приложить усилия для помощи там, где о ней, может быть, больше всего мечтают».
Н. Ф. Иванов напрямую озвучил проблемы Союза в регионах. И Дальний Восток не является исключением. Необходимо привлекать опытных литераторов, которые смогут работать с молодыми авторами Дальнего Востока, помогать им, направлять и указывать путь на «живые» мероприятия. Но и не стоит забывать про Центральную Россию. Что же в итоге?..
Ждем важного события года — совещания в Химках: знакомства с коллегами и мастерами, публикаций в толстых журналах, обсуждений за круглым столом и рекомендаций в Союз Писателей России.
Павел Сидельников
Павел Сидельников. Родился в 2002 году в Тюмени. Выпускник школы литературного мастерства им. В. Крапивина. Студент Центрального филиала «Российского государственного университета правосудия». Публиковался в журналах «Подъём», «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», в казахстанском журнале «Дактиль». Был отобран на Форум молодых писателей Фонда СЭИП. Стихи звучали на литературном радио в программе о молодой литературе «ПРОЛИТКУЛЬТ». Живёт в Воронеже.
Статья впервые опубликована на сайте Формаслов