Клуб организаторов СМЛ: Фестивали на примере «Яблочного Спаса»
Клуб организаторов СМЛ: Фестивали на примере «Яблочного Спаса»
Клуб организаторов СМЛ: Фестивали на примере «Яблочного Спаса»

Клуб организаторов СМЛ: Фестивали на примере «Яблочного Спаса»

Обсуждение грантовой заявки на проведение литературного фестиваля-конкурса имени Евгения Гусева «Яблочный спас» в рамках дискуссионного клуба организаторов СМЛ состоялось 27 марта 2022 г.

Запрос Людмилы Гусевой, организатора фестиваля «Яблочный Спас»:

• Есть потребность обсудить грантовую заявку на предмет ошибок и дополнений в будущем.
• Есть желание «привнести в проект что-то новое и интересное», «нужны новые формы и форматы проведения для будущего».

Уже запланировано:
– трехдневный фестиваль. Первые два дня в Даниловском районе Ярославской области, третий – в Ярославле;
– первый день: участие в местном, детском подведении итогов конкурсов на территории школы, где разбит яблоневый сад памяти писателя-земляка и проведение обучающего семинара;
– второй день: участие в престольном празднике деревни, где родился писатель;
– третий день: проведение круглого стола с участием руководства города. Тема «Поэзия в погонах». Тема гражданственности в произведениях региональной литературы. Подведение итогов конкурса на сцене Дворца культуры г. Ярославля. «Но это везде идёт по одному и тому же трафарету, что набило оскомину. Нужна фишка. Конечно, проведение одного из дней в яблоневом саду памяти писателя, это одна из них… Этого мало, я считаю. Нужна изюминка такая, на которую будет интересно посмотреть и обязательно поехать».

Расшифровка zoom-встречи

Андрей Тимофеев:

Друзья, мы встречаемся раз в месяц-два и обсуждаем важные литературные проекты. В прошлый раз это был проект Анны Харлановой «Говорящие книги» про озвучку литературных текстов и размещение QR-кодов в транспорте. У нас есть, кстати, большая статья, которая по итогам этого обсуждения собрана, там есть некоторые методические приложения: инструкции по озвучке текстов, по составлению сметы, по авторскому праву. Если вас интересует этот проект, возможно, вы захотите подобное провести в своем регионе, то всё это собрано и находится на сайте СМЛ.

Дальше мы приступаем к обсуждению литературных фестивалей. Фестивали в целом – это форма работы, которая объединяет молодых писателей и читателей. С одной стороны, в некоторых регионах есть запрос, с другой стороны, есть достаточно большой опыт: Челябинск, Самара, Липецк и много других регионов, которые эти самые фестивали проводят.  Давайте попробуем обменяться опытом. 

Базовым проектом, который мы обсуждаем, является проект Л. Гусевой «Яблочный спас», посвящённый поэту Евгению Павловичу Гусеву из Ярославля. На этом примере мы рассмотрим устройство фестивалей . Это будет интересно и Рыбинску, и Калмыкии, Воронежу и Архангельску, у которых скоро пройдут первые фестивали. Сейчас мы обсуждаем проект Людмилы Гусевой, и поэтому ей слово.

Людмила Гусева:

Евгений Павлович Гусев был очень известен в Ярославле и Ярославской области, его знают многие писатели России и зарубежья. Он член Союза писателей России, член союза журналистов, заслуженный работник культуры, на его счету 36 изданных книг. Евгений Павлович лауреат многих творческих фестивалей, лауреат-победитель международных российских конкурсов, на его стихи написаны более 60 песен, одна из которых стала победительницей конкурса «Лучшая песня Ярославля» к его тысячелетию. Он вёл цикл передач на ярославском радио «Писатели земли Ярославской», занимался переводами  восточной поэзии и так далее. С 2013 по 2018 был председателем ярославского отделения СПР. Был инициатором создания музея литературного наследия Ярославии – один из уникальнейших музеев, который указан в энциклопедии литературных музеев России, где представлены фотографии практически всех членов Союза писателей, кто был принят в Ярославле. Он входил в оргкомитет по проведению некрасовского праздника поэзии в «Карабихе». В период его руководства организацией совместно с советом молодых литераторов организованы и проведены всероссийские межрегиональные семинары совета молодых литераторов в Ярославле.

Вернёмся к фестивалю. Фестиваль трёхдневный, он был открыт в 2020 году.

Мы разбили прошлой весной яблоневый сад в школе Даниловского района. Там проходит заключительная часть конкурсов, объявленных ЦБС г.Данилова.

В Перекладове проходит один из заключительных этапов: мы проводим праздник Яблочный спас, праздник Преображения Господня, и так мы культурно развиваем малые деревни.

В этом году расширяемся: хочется очень провести семинар по окончании конкурса в Данилове, проведение праздника в Перекладово, на малой родине писателя.

Третий день проведем в Ярославле: итоги пленэра в память Е. П. Гусева, круглый стол в лермонтовской библиотеке. В лермонтовской потому, что Е. П. родился 15 октября, в день рождения М. Ю. Лермонтова. Кроме этого, будет фестиваль авторской песни. Участники – афганцы, ансамбль Мазари-Шарифа из Иваново, – те, кто поют песни Е. П. Гусева.

В этом году мы подали гранд в фонд культурных инициатив от ЦБС г.Ярославля, на базе системы этой площадки мы будем продолжать развитие фестиваля. В следующем году фестиваль планируется ещё больше, но мне интересно сделать его более популярным, а для этого нужна какая-то изюминка, идея.

Юлия Зайцева:

Я добавлю о конкурсе им.Гусева, потому что фестиваль – это не только фестивальная программа, но ещё и конкурс. Заявки мы принимаем где-то около года: в прошлом году мы приняли около 500 заявок от 399 человек. У нас было несколько номинаций: «Поэзия», «Проза», «Молодёжная номинация» для людей от 14 до 20 лет и номинация для людей с ограниченными возможностями здоровья. Около года мы принимали заявки, и в группе написано, кто вошёл в шорт-лист, кто вышел в финал. Я расскажу об этом конкурсе, который сейчас идёт – идёт приём заявок, поэтому все, кто здесь могут принять участие. На данный момент подали заявки 173 человека 192 заявки, то есть несколько человек участвуют в нескольких номинациях. В этом году пока нет номинации для людей с ограниченными возможностями, и я не знаю, стоит ли её включать в этот год. 105 заявок пришлось на поэтическую номинацию,64 – на прозаическую; 24 заявки на возрастную номинацию с 14 до 20 лет. Конкурс планировался быть межрегиональным из близлежащих областей, но у нас получился конкурс всероссийский, а сейчас он выходит на статус международного. География от Калининграда до Владивостока, и много заявок поступило в этом году из Донецкой и Луганской народных республик. В прошлом году их не было совсем, а в этом они активизировались так же, как и Дагестан, Башкортостан, Карелия; из зарубежных стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия принимают участие.

Андрей Тимофеев:

Я дополню: тут с точки зрения организации всё упирается в то, что был подан грант от общества инвалидов, и он либо победит в апреле, либо не победит, поэтому тут мы можем рассмотреть два варианта, что делать в дальнейшем.

Анна Харланова:

У меня такой вопрос к организаторам: я правильно поняла, что у вас нет верхней границы возраста: с 14 лет и до бесконечности?

Юлия Зайцева:

Да. Самый возрастной человек на данный момент, приславший заявку – 89 лет.

Людмила Гусева:

Ещё добавлю: подводя итоги, хочу сразу бросить в огонь такую информацию: у меня запрос к жюри – кому интересно быть членом жюри фестиваля? Второе: у нас в Ярославле на сегодняшний день есть доморощенные фестивали – пять штук! То есть названий фестивалей сейчас очень много, а их выброс, выход непонятен. Дело в том, что вот у нас есть победители фестиваля, финалисты, моё мнение – мы должны их поддерживать в дальнейшем, мы должны их каким-то образом привлекать к Союзу писателей России, к его деятельности и работе. Они, получается, взяли приз, отметились и исчезли, ушли в тень. Либо это, может, сообщать тем регионам, что у нас появился вот такой прекрасный человек, посмотрите на него, может, он будет как-то работать вместе с вами. То есть дальнейшая судьба победителей меня очень интересует. И третье: это монетизация фестивалей. Хорошо, у нас есть гранты какие-то, куда можно подавать запросы. Опять же – эти гранты то есть, то их нет. Каким образом мы можем привлечь финансирование?

Нина Александрова Ягодинцева:

Я составила конспект из нескольких блоков.

Первый блок, с которого я хотела бы начать – это преддействие. То есть что можно заложить в качестве фишек для того, чтобы это было интересное, содержательное и в чём-то игровое-обучающее знакомство. Обычно это какие-то традиционные экскурсии, прогулки по городу. Есть вариант виртуального знакомства с пространством, в которое попадают гости: это может идти через создание образа объекта: города, ландшафта и так далее. То есть появляется не просто точка на карте, а появляется значимое место на карте страны со своим особым символическим капиталом. Сейчас по этому символическому капиталу огромная тоска, потому что прошедшее время как-то очень сильно все эти смыслы разрушило, и сейчас мы либо собираем то, что осталось, либо достраиваем, либо выстраиваем заново. Поэтому виртуальная экскурсия, особенно если ограничено время и пространство, может помочь создать образ объекта, то есть сконцентрировать пространство и время.

Есть интересный вариант преддействия большого мероприятия такой, как экскурсия-квест. То есть участники разделяются на команды с разработкой разных маршрутов. Мы это тоже опробовали, когда переходили из одного здания в другое (в процессе нашей рабочей программы открывали библиотеки, а дальше мероприятия продолжались в институте), и вот это путешествие через центр города было с квестом – с определённым заданием, с определённым маршрутом, который надо было выработать, естественно для этого требуется большая подготовка со стороны организаторов, аккумулировать нужно информацию и так далее. Если мы делали, допустим, внутри вуза, мы обязательно обозначали точку, к которой группа, идущая по маршруту и выполняющая задания (иногда они очень простые, связаны с селфи или другими какими-то очень простыми действиями), они выходили на тот пакет документов, на ту раздатку, с которой они должны были участвовать в действиях нашего семинара.

Экскурсия-квест – это когда есть возможность разными маршрутами запустить мелкие группы и таким образом охватить, рассказать о нашем пространстве, изучить его. Или творческая экскурсия: тот же, например, переход из одного здания в другое, где мы будем работать, но у нас была идея мифотворчества (идеи тут могут быть разными), то есть мы приходили в какие-то знаковые точки Челябинска и, разумеется, канву для этих мифов мы подготавливали заранее. Задание может быть любым, посильным, другое дело, что оно должно быть направлено на творческое знакомство с пространством, в которое человек попадает. И ландшафтное мероприятие: здесь я могу в пример привести Литературный сплав по Мане: когда по реке идут катамаранчики, речные трамваи, и прям на них работают поэты. Очень важна в таких праздниках и фестивалях церемониальная часть. Обычно продумывается участие в знаковых местных событиях и редко продумывается вторая часть создания специальных, под конкретику данного фестиваля, а это как раз имеет большее значение. Первое и самое простое – это включение гостей в местные символические события: памятные даты, возложение цветов, открытие памятника, юбилейные мероприятия и так далее. Но здесь обязательно, конечно, нужно обозначать, что роль гостей в этой ситуации особая, то есть приезжая, слетаясь в эту точку в пространстве из разных точек страны, из разных пространств, они придают глобальную значимость местному событию, всероссийскую значимость и более.

Второй пункт, на который я хотела обратить внимание, – вообще вся культура, вся устойчивость её обеспечивается традициями, церемониями, ритуалами определёнными, если они есть, если они включены, как организующие элементы программы фестиваля, у нас образуется устойчивая структура, наращивающая смысловую основу год от года. Что это может быть: особенная церемония открытия – это может быть место, это может быть стиль, даже элементарно коллектив, который приглашает на приветствие; различные формы принятия в сообщество: есть люди, которые традиционно участвуют в данном, допустим, фестивале или мероприятии, и есть люди, которые появляются впервые, и когда их отмечают каким-то образом во время какого-то из мероприятий, в том числе и досугового, они как бы принимаются в сообщество и становятся верными соратниками, глашатаями, агитаторами и так далее.

Это могут быть особенности совместной трапезы, связанные с местным блюдом; это также может быть раздатка, то есть символическое «удостоверение» для данного сообщества вплоть до какого-то символического предмета – не просто сувенир, а свидетельство, что ты принадлежишь теперь к данному сообществу, содружеству.

Объявление по итогам любого конкурса кого-то из участников главным на данный момент – по типу героя дня: «король рифмы», человек, который привёз новую или первую книгу – это довольно интересный набор, который можно адаптировать к местной специфике, дать шанс каждому почувствовать себя значимым – этими моментами нельзя перебарщивать, но если ими насыщать события, то у каждого появляется шанс и стимул стать значимым в этом фестивальном сообществе. Например, в Мурманске было замечательное чтение стихов в «месте силы» – в каждой местности есть какое-то знаковое «место силы», и ритуал с ним связанный – очень сильная вещь; акт дарения библиотеки чего-то – книги, например, – и пополнение библиотечного фонда, оформленное опять же, как традиционное действо, как ритуал. События можно создавать простые или сложные, но из этих элементов можно собрать что-то интересное.

Введение традиционного действенного элемента праздника типа высадки деревьев, таёжного чаепития, похода, вечерний круг стихов, ритуал встречи и прощания – здесь простор для фантазии, но если вы выбираете какие-то экстремальные для горожан варианты, например, то же таёжное чаепитие или поход, путешествие, то люди должны быть предупреждены и экипированы, ни в коем случае не должны волноваться по поводу непредвиденных событий.

Что касается обучающего блока:

Традиционный семинар – здесь всё понятно, я не буду что-то говорить, набор, конечно, может идти через конкурс. Чаще всего так и делают конкурс по принципу – со всей России собираем лучших, а своих подтягиваем всех.

Традиционная лекция – «накормить город уникальными людьми», то есть люди приезжают с совершенно уникальными лекциями, которые здесь в праздники у вас можно и нужно услышать, но, разумеется, это не частные элементы, этомасштабные обзорные, философские лекции.

Экспресс-лекция: может быть одна-две или целый «паровозик» экспресс-лекций, когда 10-15 минут даётся концентрированная практическая, полезная информация по каким-то вопросам. Мы опробовали – классно работает, не утомляет, правда, зрители, слушатели всё время пытаются вытащить за пределы этих 15 минут.

 Творческая лаборатория – это коллективное освоение форм и приёмов творческой работы, мы опробовали в прошлом году, я рискнула соединить в общей работе две стороны баррикад: с одной стороны мастера, с другой – участники, и мастера с удовольствием играли, как дети, им было весело, интересно. И творческую лабораторию я считаю очень перспективной и ярким эмоциональным событием.

Перекрёстные формы работы мастеров и молодых – совместные соревновательные дискуссии и круглые столы. Сегодня эти формы необычайно притягательны, как интеллектуальные формы досуга или работы, но они очень сложны в подготовке, поэтому дискуссию или круглый стол надо готовить специально заранее со специалистами. Конечно, это отдельная тема лекций, как это всё готовить, и очень важно отличать круглый стол от дискуссии. Они могут быть приурочены к знаковым датам, к определённым местам, в которых события могут проходить. Я очень часто слышу идею, чтобы молодые участники обсуждали мастеров. Проблема заключается в том, что неопытные участники не могут оценить наиболее тонкие нюансы работы, и они очень безапелляционны в своих мнениях, а совместную работу тех и других в одной команде я вижу более продуктивной.

Деловые игры стратегические и тактические. На мой взгляд, тактические игры, то есть освоение конкретных определённых навыков, определённого опыта, могут быть более продуктивными (их можно трансформировать, тематически окрашивать и работать), чем стратегические, поскольку они дают конкретику, а общие обстоятельства, так сказать окружающая среда, меняются стремительно. И в этом случае короткие программы работают сильнее и быстрее.

Основные принципы сборки:

Соответствие специфике региона и в данном случае тематике – образ поэта, вокруг которого строится фестиваль, и одновременно всероссийский размах. Сейчас, конечно, нужно помнить, что любая точка на карте – это точка на карте страны, мы работаем, чтобы через эти точки шёл высокий толк.

Актуальность календарная и событийная.

Тематическое единство программы и подчинение каждого элемента общему замыслу, то есть какую бы игру вы не придумали, она в любом случае должна работать на общий замысел.

Сочетание контрастных форм работы – игровых и деловых, но без слишком резких переходов, чтобы была возможность адаптироваться.

Ещё один важный момент в освоении пространства – помимо символики, опора на конкретные ощущения: очень важно специфику, особенность края, земли, города, ландшафта услышать, увидеть, попробовать, потрогать, вдохнуть. Мы запоминаем то, что получаем через ощущения – это запоминается и становится потом магнитом, который заставляет возвращаться.

Ещё хотела сказать, что в учебнике «Организация литературной работы» литературным мероприятиям посвящена отдельная глава с таблицами, со степенью сложности, с драматургической кривой, по которой строится мероприятие, преддействием, последействием – со всеми техническими нюансами.

Денис Домарёв:

Всем добрый день! Рассказать сегодня хотел о проекте, который мы реализуем уже второй год с тем учётом, что он второй раз получает Президентский грант: первый раз от фонда президентских грантов, сейчас от Президентского фонда культурных инициатив. Называется он «Литературные таланты России». Та мысль, которую мы заложили в проект, мне кажется, может быть интересной и другим участникам.

Дело в том, что каждый из нас проводит на протяжении года календарного определённое количество мероприятий, помимо фестивалей литературных. Когда мы подавали изначально самостоятельный литературный фестиваль на гранты, то мы получали достаточно небольшие оценки. Я боюсь, что такая участь будет ожидать и других желающих только фестиваль подать, потому что как бы мы не понимали внутри себя, какой каждый из нас делает уникальный фестиваль, всё-таки в общей концепции и в представлении экспертов все фестивали похожи друг на друга.

Правильно Нина Александровна говорит: можно находить какие-то изюминки, но по сути это двух-трёхдневный сбор 50-100 человек, которым говорят, как они плохо или хорошо пишут. Соответственно, в какой-то момент мы подумали, что литературный фестиваль, как самостоятельное мероприятие, можно и даже нужно не показывать. Мы собрали несколько мероприятий, которые проводили в течение года, и объединили это в программу.

Назвали программу «Литературные таланты России», в ней были объединены несколько направлений в итоге: собственно, литературный фестиваль – трёхдневный фестиваль им. Михаила Анищенко, который мы проводим уже девять лет подряд, международный конкурс короткого рассказа «Сестра таланта» – буквально вчера у нас было награждение финалистов в областной библиотеке, поскольку он международный, там действительно много участников с других регионов и из семи стран, так что была в том числе онлайн-трансляция, призы и подарки мы отправляем лауреатам по почте, диплом в электронном виде.

Третьим элементом мы включили выставки – это литературно-художественные выставки «Изображая слово» молодых самарских художников по литературным произведениям участников программы, то есть как они видят то, что мы пишем в стихах или в прозе, и, соответственно, эта выставка путешествует по библиотекам Самарской области, являясь передвижной.

Ещё один элемент, который мы добавили – это литературно-музыкальные концерты, когда мы привлекаем молодых профессиональных музыкантов, сотрудников филармонии, то есть с классическим музыкальным образованием, и делаем программу из стихотворений как молодых участников программы, так и наших самарских, условно, классиков, аксакалов.

Таким образом, мы выступаем на открытых площадках в парках города, когда лето, и в библиотеках нашего региона. И такая программа нам позволяет показать то, что процесс идёт непрерывно в течение года, собственно, этим мы и занимаемся – непрерывно что-то проводим, но сконцентрировав все мероприятия, мы показали непрерывность процесса – не двухдневный фестиваль, а продолжительный, в течение года, и каждый месяц что-то происходит.

Тут мы включили поездки на совещание в Химки, мы с Андреем Николаевичем договаривались, это был вклад СМЛ в общий проект, это достаточно хорошо выглядит, и интересно, что мы взаимодействуем.

Тут же у нас была идея дискуссионного клуба, мы говорили о том, что действительно мало собираться один-два раза в году на фестивалях, всё-таки хочется какой-то планомерной работы, и такие круглые столы в ZOOM-формате позволяют такую работу вести, как для организаторов литературного процесса, так, наверное, что-то подобное можно делать и для писателей молодых.

По итогам этого проекта издаётся сборник в минималистическом стиле: здесь участники конкурса «Сестра таланта», участники фестиваля им. М. Анищенко, рисунки художников по произведениям писателей. Всегда указываем 1000 экземпляров, поскольку в Самарской области 840 библиотек, и мы пытаемся нашими книгами снабдить эти библиотеки через областную библиотеку: система уже отлажена, когда они передают книги в районы, а районы – в более мелкие поселения и так далее. Хочется всё-таки не столько дать автору сборник – с библиотекарем, особенно если он понимающий, тоже должна какая-то работа проводиться.

Несмотря на то, что получили мы грант или не получили, всё-таки надо работать и с местной властью, потому что мы в течение девяти лет получали субсидию на фестиваль Анищенко от Министерства культуры Самарской области. На субсидию тоже нужно готовить документы, как и на грант, и тоже можно пролететь, но всё-таки субсидия – это более планомерная выдача денег. То есть если у нас проект прошёл в гранте, в следующем году на этот же проект грантовые деньги не дадут, грант надо каждый раз менять, а вот если он по субсидийным проходит направлениям, то тогда он финансируется ежегодно, потому что субсидия предполагает планомерность. Получается, что в любом случае мы имеем подушку денежную для проведения фестиваля, но привлечение дополнительно тех же президентских денег позволяет сделать спец программу, организаторов, например, накормить-напоить, заказать больше транспорта, пригласить больше людей, сделать с писателями, с мастерами, которые приезжают, не только мастер-классы, но повозить их по городу и сделать выступления в библиотеках или в вузах. Дополнительные деньги дают дополнительные возможности, но минимально мы знаем, что фестиваль проведём, потому что у нас есть эта подушка. Соответственно, по остальным конкурсам то же самое: мы в любом случае проводим «Сестру таланта», но в этом году благодаря этим деньгам мы смогли сделать красивые призы, сможем издать сборников больше, смогли заплатить членам жюри, что не всегда получается сделать, а любой труд всё-таки должен быть оплачен, смогли сделать передвижную выставку, что тоже привлекает внимание: элементы, когда разные виды искусства сочетаются, больше внимания привлекают, литературно-музыкальный концерт, нежели просто литературный. Такая поддержка существует, причём подавали мы четыре раза. Помимо того, что надо грамотно написать заявку, нужно попасть ещё к своему эксперту: у нас было так, что один год мы выиграли с книжным фестивалем с хорошим количеством баллов порядка 76, а на следующий год по нему набрали 36 баллов, мы так и не поняли, как это произошло.

Поэтому мы стараемся на каждый такой грант в фонд «Культурных инициатив», фонд «Русский мир» (он дважды в год проводит конкурс), Прохоровский фонд подавать по несколько проектов, если это позволяет положение, потому что больше проектов – больше вероятностей, что один пройдёт. У нас есть несколько базовых, которые мы из года в год подаём, и стараемся готовить что-то новое. Безусловно, мы всегда заручаемся поддержкой, мы – я имею в виду «Общественную организацию молодых литераторов», как у общественной организации у нас всё равно нет ресурсов, как у Общественной библиотеки, поэтому мы всегда заручаемся её поддержкой, всегда заручаемся поддержкой Союза писателей, как самарского отделения, так и всероссийской организации, поддержкой СМЛ. И когда это количество писем поддержки набирается, то другое отношение уже у экспертов, когда они видят, что если сама организация не выдержит один фестиваль, то понятно, что вот эта группа компаний поможет и в любом случае на каком-то уровне это сделает, не ниже определённого.

Мне всё-таки хочется, что бы мы в течение года, те, кто реализует проекты уже, перед СМЛ давали мини-отчёт, что мы успели сделать, что у нас получилось-не получилось сделать и в чём требуется помощь. Хотелось бы получить курс мини-лекций от каждого из нас, чтобы они в общедоступном пользовании, фактические советы по написанию грантов, проведению конкурсов и так далее. Сформировать портфолио видео-лекций, которые будут помогать всем нам и другим людям, которые хотят этим заниматься.

А. Харланова:

Ты упомянул субсидию: в Липецке можно получить 500 тысяч ежегодно, если ты один подаёшься, если несколько, то надо поделить всё это. Но можно подать только от СО НКО, у вас тоже самое? То есть это не обычное НКО, оно как-то отличается, да?

Д. Домарёв:

СО НКО – это наоборот более широкое определение общественных организаций. Мы пришли к тому, что без организации, которая имеет юридический статус, никаких денег получать нельзя. Меня, как председателя организации молодых литераторов, включают во все общественные советы: при Министерстве культуры, при Департаменте образования, при администрации города, при Правительстве Самарской области, как общественника. К руководителю организации относятся по-другому. Соответственно, когда тебя на общественных началах включают в общественный совет при Министерстве, то, когда ты приносишь документы на субсидию, к тебе относятся по-другому. Это очень важно.

Субсидию иногда дают не за красивый проект, а за то, что в прошлый раз ты показал уровень организации. Быть около власти, но не становиться чиновником, умение, которому каждому из нас не помешает, входить в общественные советы, предлагать себя, ходить на открытые заседания, задавать вопросы, предлагать что-то.

Главное, не просить напрямую денег.

Илья Виноградов:

В Мурманске проходит фестиваль «Капитан Грэй», выдержали мы 11 лет. Разные были форматы, финансирование, начинали с небольших грантов под другой организацией, потом несколько лет тянули просто на общественных началах, в последние два года вышли на более масштабное финансирование – помогает область. По источникам финансирования из своего опыта: гранты – хорошо, у нас НКО, мы всё делаем от Союза писателей последние два года, надо понимать, что когда делаешь НКО, это дополнительные хлопоты и достаточно большие, то есть расчёты, бухгалтерия, документы – надо взвешивать на это силы, если есть два-три человека, которые готовы этим заниматься постоянно – хорошо, потому что на самом деле у НКО вариантов больше. По заинтересованности местных властей: обычно они не заинтересованы делать лишнюю работу, важно понять, что им нужно. В первую очередь, если есть возможность похвастаться вашим хорошо организованным фестивалем, то будут заинтересованы, так что надо попытаться понять, в каком формате они заинтересованы.

Идеальный вариант, когда в этом заинтересован глава региона, кто-то из профильных зам.губернаторов, руководителей. Это задача сложная, но иногда получается, самый хороший вариант, когда можно зайти, например, из московской структуры, федеральный МинКульт, Администрация президента – такой опыт есть, это, скорее, исключение, но если получится, это будет здорово.

Чаще получается, что нужно работать с руководителями отделов культуры, Комитет культуры, Министерство культуры, а там уже – чем больше они будут заинтересованы, тем больше будет помощи. Это необязательно гранты. У нас была разработана уникальная субсидия с командой губернатора, а именно под писателей, под творческие союзы получаем полтора миллиона в год, выживаем на них, платим обязательные платежи, и часть остаётся на наш фестиваль «Капитан Грэй» – это очень хороший формат.

На сайте МинКульта есть положение об этой субсидии. Партнёры – очень важные люди. Мы все два года проводим на площадке научной библиотеки, для них это тоже интересно, потому что сами они скреативить мало, что могут, а у нас фестиваль большой, всероссийский, отовсюду приезжают эксперты, участники, и библиотеке это интересно, за фестивали хвалит непосредственно их руководство, у них больше привлечение людей, они в этом заинтересованы. Готовы предоставлять залы, готовы приглашать экспертов, у нас, по крайней мере, за свои деньги, у них есть определённые средства – сейчас библиотеки хорошо финансируются, и если их удастся заинтересовать в сотрудничестве, это тоже очень мощный рычаг, ресурс хороший. Университеты, другие НКО, кого ещё можно привлечь? Везде разные ситуации, нужно искать тех, кто поможет.

У нас пару лет помогали просто люди сторонние, бизнесмены, пускали в кафе, в зале провести концерт бесплатно, красиво всё оформляли. По самим фишкам, то есть что делает фестиваль интересным для чиновников, для партнёров: у нас таких фишек пару. То, что он обучающий: хорошие эксперты, профессиональные мастера – это хорошо, но для очень узкого круга. Ну, сколько там обучается людей? Человек 30-50, для области это, конечно, не показатель. Нужны какие-то внешне красивые массовые вещи. Во-первых, какой-нибудь красивый концерт открытия или закрытия, Денис уже говорил: надо привлекать музыкантов, классических-неклассических, народных, театралов, чтобы это было шоу, если есть возможность, на улице часть провести, или большой красивый зал, чтобы это было для массовой аудитории.

Второй момент: фишки конкретно для своего фестиваля – что будет звучать, на что будут покупаться журналисты, что будет расходиться. Мы в том году придумали такой формат – поэтический пленэр: на берег Ледовитого океана, Баренцева моря вывезли участников фестиваля, оставили на берегу, на пляже арктическом, дело было в октябре, шёл уже снежок, так или иначе море было видно, и на этих фонах красивых каждый прочитал стихи свои, сделали красивый фильм короткометражный минут на 8, и он очень хорошо разошёлся в интернете, очень понравился гостям, зрителям, сейчас гуляет по сетям, где-то показывают.

Можно брать такой формат – своё знаковое место, это опять-таки популяризация вашей географии, ваших локаций – это хорошо для властей, когда люди будут узнавать о ваших туристических объектах, о ваших знаковых местах. В этом году поедем или в самый северный православный монастырь, или в «Долину славы» – это мемориальный комплекс, где самые суровые бои шли в годы войны, и придадим этому патриотически-духовный окрас, будем записывать ролик, властям очень понравилось, можно брать на вооружение и делать что-то похожее.

Также есть установка на переплетение видов искусств, на мероприятия на стыке искусств – должна быть не только поэзия и проза, должен быть театр, музыка, кино – чем больше удастся привлечь разных профессионалов, тем это будет интереснее и больше шансов на получение грантов и поддержки. Это какие-то смежные мастер-классы, допустим, по актёрскому мастерству, по продвижению, по написанию сценариев, по созданию фильмов – чем шире спектр, тем больше возможностей зацепить потенциальных партнёров, грантодателей.

По проведению: главное – команда энтузиастов. Последние два года нам библиотека помогает сотрудниками, всю организационную работу берут на себя: делают списки, билеты, пригласительные, оформляют залы, делают рекламу – это очень помогает. Последние годы ищем, кого пригласить, через Союз писателей и СМЛ. По опыту скажу: нужно искать на месте, что будет интересно в вашем регионе, что готовы поддержать. Есть у меня идея о базе данных фестивалей: какие-то документы, сценарии, короткие аннотации, заявки на грант – чтобы можно было этим пользоваться, делать что-то сообща. Там же: база экспертов, участников.

Александр Рыжков и Олисава Тугова:

У нас самый молодой фестиваль будет. Хотелось начать с поддержки города и взаимоотношений с ним. У нас получилось убедить город сделать общегородской праздник, чтобы на нас была литературная часть.

Мы встречались с Департаментом культуры, создана рабочая группа по Ошанинскому празднику, есть постановление главы, что это будет ежегодное мероприятие. Губернатор выпустил постановление о «красной зоне», что в случае негативных событий все фестивали, мероприятия увеселительные прекращаются, но у нас есть маленькая победа: наш фестиваль – патриотически направленное мероприятие, и из «красной зоны» выведен, в любом случае так или иначе будет проведён.

Мы не сможем весь фестиваль обслужить, на нас будет литературная часть, она будет проходить по классическим сценариям – секции «прозы» и «поэзии», отчётный концерт, а потом на финальном концерте общегородском мы присоединяемся к общему празднику. Выступят гости приглашённые, Ярославское областное отделение нас поддерживает: взяли на себя приглашение гостей, а мы программу фестиваля разделили на две части: одна для финалистов конкурса по классической схеме,  другая – для гостей.

Взаимоотношения с администрацией это довольно удобный рычаг для мероприятия: тех же зрителей привлечь не составляет труда.

Касательно щекотливого вопроса с грантами: у нас достаточно молодой фестиваль, мы до НКО пока не дошли, участвуем в молодёжных грантах.  Городской молодёжный грант мы выиграли, областной будем защищать, но по предварительным данным согласовали уже сумму, которую нам город готов дать. На литературную часть этих грантов хватит. Есть запасные планы на случай любых финансовых моментов: есть договорённости по спонсорской поддержке с теми же гостиницами, которые готовы принять людей даже бесплатно. Надеемся, что всё пойдёт по лучшему сценарию, и получится провести фестиваль масштабно и широко.

События околофестивальные должны в общую структуру включаться: проводя что-то в течение года, мы всегда делаем отсылку, что основным мероприятием является Ошанинский фестиваль. С Павлом Широглазовым запланировали литературный маршрут, он уже проводится в Череповце , по местам поэтов и так далее. Мы тоже спланировали такой маршрут, 40 туристов привезём, возможно, с лета начнём, это будет происходить в рамках литературного города, довольно большая работа, которую мы нацелены провести. Мы проводили межрегиональный турнир. Все эти события идут в копилку большому ключевому событию – Ошанинскому фестивалю. Я уже говорил про поддержку Ярославского областного отделения Союза писателей России: у нас никаких проблем во взаимоотношениях, нам старшее поколение очень помогает, у нас плотная работа, постоянно созваниваемся. Проводили уже расширенное собрание правления Союза писателей Ярославской области в г. Рыбинске. Думаю, в апреле опять проведём после встречи с главой, когда появится детализация, проведём дополнительно собрание, чтобы всё финально подытожить. Также есть такая инициатива: её предложил Мамед Халилов – разработать медаль Ошанина. Я так понимаю, он уже переговоры с Москвой ведёт, чтобы эта медаль стала официальной наградой Союза писателей, город тоже готов поддержать. Надеемся, что в этом году это получится сделать.

Олисава:

Никто ещё не сказал про комплексный подход к развитию бренда. Что это значит: мы формируем целую концепцию – разрабатываем бренд, логотип, который потом мы ставим на все мероприятия, которые мы проводим уже сейчас. Это всё работает на узнавание в городе, на престиж. У людей формируется представление о чём-то знакомом. Под концепцию «солнечного круга» многое подходит: название ЛитО со статусом при Союзе писателей России, заседание ЛитО проходит раз в месяц, любой желающий может прийти причём без возрастной градации. Далее – к фестивалю Ошанина «Солнечный круг» проводит конкурс, принимает и прозу, и поэзию. Есть возрастной ценз – до 40 лет.

Мы получили уже более 300 заявок, рассматриваем, до 1 мая можно подавать заявки. На фестивале Ошанина «Солнечный круг» проведёт семинар по студиям прозы и поэзии, а по итогам будет издан альманах «Солнечный круг» с работами участников – планируется создать материальное воплощение фестиваля. Это будет работать в долгосрочной перспективе на развитие бренда в целом, названия «Солнечного круга», на имя Льва Ивановича Ошанина, соответственно, раз строчка взята из его стихотворения. Я бы советовала обратить внимание на бренды – это важно и нужно.

А. Харланова:

Сейчас в три раза выросла цена услуг издательских. Вы как-то учитываете это при мысли об издании альманаха?

А. Рыжков:

Мы пока это в грант не заложили. У нас есть полиграфические организации, которые помогают, у нас будет дополнительно время, чтобы это согласовать. Рыбинск – это родина полиграфических советских машин. На одном из предприятий стоит печатная машина «Пионер-1» – это первый образец, который собрали, и он действительно работает. Сейчас мы ищем помещение, куда его перевезти, хотим на этой машине напечатать рыбинский листок. А альманах – это вопрос решаемый, мы каждый год находили бюджет, печатали: «Рыбинск 950» был сборник, «Изоляция», в этом году будет «Солнечный круг», возможно, он будет молодёжным журналом.

Л. Гусева:

Поделюсь опытом по изданию. Мы нашли типографию и прежде, чем закладывать в гранты или субсидии, я созваниваюсь лично с ними, и они дают информацию, сколько это будет стоить, потом мы уже корректируем в порядке печати. Второй вариант: можно разослать PDF-файл участникам или финалистам, а напечатать 15-20 сборников для библиотек.

Кристина Кармалита:

В гранте у вас прописаны должны быть все мероприятия, то, что вы не прописали, денег на это не получите, если это требует затрат. Мы тактику не подскажем, поскольку не знаем, на что можно в Ярославле опереться. Надо использовать базу, о которой говорила Нина Александровна, и брать местные особенности, о которых знаете только вы. И раз фестиваль назван чьим-то именем, должны быть особенности, связанные с этим человеком: биографией, привычками.

Мы, когда проводили в рамках «Сибирских огней» совещание, узнали местную легенду о памятном кресте, поставленном на месте битвы хана Кучума, что там появляется синий конь. Мы тут же взяли эту идею, решили провести конкурс стихов и прозы на тему синего коня. За этим совещанием закрепилась эта легенда, и ежегодно мы стали её использовать.

Вопрос фестиваля – привлечь свободного зрителя, а не того, который уже участвует, чтобы не замыкаться внутри действия. Про особенности: можно отталкиваться от каких-то биографических, а можно от того, что было написано поэтом, в честь которого фестиваль – какие-то строчки, знаковые стихи, описывающие события, из этого сделать отдельное мероприятие, которое будет носить ключевой характер и придавать особенность.

В заявке стоит характеризовать и указать сразу, что за поэт, и основные темы его творчества, дать яркую характеристику, чтобы сразу стало понятно, о ком идёт речь, они же и будут окрашивать весь фестиваль.

Региональные фестивали друг на друга похожи тем, что они развивают культуру региона, делается упор на местных авторов, на историю местности. Несмотря на то, что фестиваль может быть заявлен как межрегиональный, тем не менее упор должен быть сделать на историю региона, в котором он проходит.

Грантовые заявки могут читать люди, не имеющие отношения к литературе вообще. Надо писать с изначальной установкой, что человек, читающий вашу заявку, не в курсе – максимально немногословно, сжато, кратко, цепляющими фразами.

Дмитрий Рябов

Нельзя ли создать при СМЛ такую лоббистскую структуру, которая для регионов будет производить письма поддержки? Если брать грант на региональном уровне…

А. Тимофеев:

…от Союза письмо подойдёт, да. Мы пропишем это.

Евгения Казанцева:

Мы решили провести фестиваль в Архангельске, потому что у нас открытых мероприятий подобного рода нет. Решили в формате семинара провести. Планируем на сентябрь текущего года. Проект написан, осталось получить грант – сейчас собираемся подавать заявку на РосМол.  В соорганизаторах у нас Музей художественного освоения Арктики им. Борисова, Музей художника и сказочника Писахова, они нам дают сопроводительные письма, также согласна сотрудничать Областная библиотека им. Добролюбова – они дают площадку для первого дня, когда будет сейшн организаторов. Всего четыре дня фестиваль планируется. Первый день – только для организаторов, заявлено 12 человек, в этот день будет пресс-конференция в СМИ, поскольку Артём Попов – журналист с аккредитацией, будет встреча с читателями в библиотеках. Со второго дня начинается программа семинарская – открытие фестиваля, семинарские часы, это всё совмещено с экскурсиями в музеях. И круглый стол тоже будет проведён, должен проводить Илья Виноградов тоже совместно с музеем Борисова, потому что они в этом очень заинтересованы. Заканчивается литературным салоном. Третий день практически полностью семинарский и завершается совместным поэтическим концертом с местными музыкантами, потому что Архангельск является столицей джаза. Открытое мероприятие для всего города с билетами: джаз и поэтический концерт. Мы хотим пригласить кроме трансляции для освещения СМИ. Закрытие – официальное для всех. В последний день мы едем в музей под открытым небом Малые Корелы – самый крупный музей деревянного зодчества под открытым небом. Экскурсия – участие в народном празднике. И завершаем свой внутренний фестиваль на теплоходе-колёснике «Н. В. Гоголь» – старейшем теплоходе-колёснике в России, ему более ста лет, двухчасовая прогулка, подведение итогов фестиваля и свой открытый микрофон. Акцент на северных писателях-сказочниках, потому что они незаслуженно забыты. Будем подавать грант от РосМола, в июне будем подавать грант на внутренний региональный при сотрудничестве с музеем и его сопроводительным письмом.

А. Калиниченко:

Независимо от итога заявки на РосМол, рекомендую губернаторский грант.

А. Тимофеев:

Когда мы подаём проект на грант, самая первая величина, которую грантодатель смотрит – количество благополучателей. Благополучателями должны быть либо люди, которые пришли на открытый концерт, но их достаточно мало, а в идеале это люди, которые посмотрели онлайн-трансляцию, и мы уже выходим на то, что трансляция нужна, либо участники фестиваля, которые побыли на фестивале, вернулись в свои города и что-то сделали. Это важно.

Для решения вопроса количества благополучателей для гранта мы придумали схему: объявляем конкурс, приезжают люди, которые потом возвращаются к себе и что-то делают. В случае с организаторами понятно – они возвращаются и устраивают местные мероприятия, прописали 20-30 человек, как только они сделали что-то в своём регионе, охват значительно увеличивается.  Но тогда возрастает проблема в отчётности по гранту: надо прикладывать фотографии со всех этих мероприятий. С писателями гораздо сложнее дела обстоят.

Писали питерский грант на тему юбилея стихотворения Ахматовой «Мужество». Молодые писатели, которые приехали на фестиваль, посвящённый мужеству, вернулись и провели в своих регионах определённые мероприятия о мужестве.

Е. Дубровина:

Не хватало смыслового объединения в 2019 году, когда у нас было Совещание. С 26 по 27 мая планируется провести областное совещание молодых литераторов в Воронеже. Организаторы – Союз писателей России и журнал «Подъём». Они и разрабатывают программу. Пока конкретики по программе нет. Возрастное ограничение: 35 лет. Участники у нас только из региона.

По рекомендациям (прим. – для Гусевой): я бы тоже нажала на бренд. Рассматривать писателя не только, как местную звезду, а во всероссийском масштабе. Не хватает визуализации, чтобы всё было в одном стиле, чтобы стиль доносил какой-то смысл. К сожалению, без упаковки, без шоу никуда. Это привлечёт внимание и будет интереснее. Поменьше воды, больше смысла и всё под него – и визуализацию, и стилистические предметы, чтобы всё было скомпоновано в одном месте, потому что это действительно запоминается, свой колорит и атмосфера. На данный момент это важно. Скоро не будет важно, поскольку развитие личного бренда уходит в прошлое.

А. Харланова:

Есть некоторые замечания по поводу социальных сетей «Яблочного спаса». Например, не бросаются в глаза даты фестиваля. Даты должны быть в самом верху прописаны, в названии.

У вас нет верхней границы возраста – это преимущество, потому что множество фестивалей и премий до 35 лет. Вам об этом стоит заявлять.

У вас закреплённая запись с положением, но в ней не объясняются нюансы. Был хороший пост, где по существу всё объяснили. По моему опыту, люди не читают положения, им лень. Я рекомендую положение прикреплять каждый раз к информационным постам.

Обязательно нужно указать дедлайн и даты проведения.

По итогам фестиваля можно давать рекомендации для публикации, можно давать призы. Можно позвать победителей прошлого года в жюри этого года, выкладывать в группе отдельный пост про каждого.

Раз в неделю стоит выкладывать посты с ссылками на подборку стихотворений или книгу Гусева, чтобы люди могли познакомиться с автором. Ваша задача – познакомить молодёжь.

Можно проводить чтения для школьников, не хватает молодых лиц в ленте конкурса.

Что делать с победителями? Мы следим за судьбой своих победителей: у них вышла книжка – мы в группе публикуем информацию об этом, публикация в хорошем издании – тоже. Мы решили талантливых людей из лонг и шорт-листов раз в неделю в своей группе публиковать по принципу: картинка+кусочек текста, побольше текста в самом посте и ссылка на полное прочтение, либо ссылка на word-документ  – таким образом, мы знакомим с творчеством участников.

Дополнительные материалы