Завершился VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я-профессионал», который проводился в течение 2023-2024 учебного года. Олимпиада проводится в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Этот проект является одним из флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Задача олимпиады выявить и поддержать талантливую молодёжь, создать бесшовную и масштабную систему карьерной навигации для будущих профессионалов.
В VI сезоне (2022\2023 учебный год) появилось новое базовое направление олимпиады – «креативные индустрии». В Российской Федерации впервые понятие «креативные индустрии» закреплено Распоряжением Правительства Российской Федерации об утверждении «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Предполагается, что системная государственная поддержка креативных индустрий позволит к 2030 году увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,2% до 6%, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6% до 15%.
Московский государственный институт культуры, в соответствии с решением конкурсной комиссии Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я – профессионал», определен организатором (одним из 33 вузов) направления «Креативные индустрии». В вузе реализуется45 направлений подготовки, которые представлены в Концепции креативных индустрий, а именно: музейная деятельность, народно-художественная культура, режиссура кино и телевидения, анимация, фотомастерство, менеджмент креативных индустрий и т.д. Партнером олимпиады в МГИК стал и Совет молодых литераторов Союза писателей России.
Креативные индустрии – это не только про творчество, это про современное образование и креативную экономику. Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики. Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самый востребованный продукт информационного общества.
В VII сезоне интерес к направлению «креативные индустрии» проявили 17938 участников практически из всех субъектов Российской Федерации, от Калининграда (Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта) до Дальнего Востока (Дальневосточный федеральный университет) и только 2179 человек прошли отборочный этап, а к полуфинальному этапу было допущено 617 конкурсантов, 31 человек из которых приглашены на финальные состязания. Как подчеркнула председатель методической комиссии МГИК, директор Центра компетенций, кандидат педагогических наук Елена Аверина: «Командой специалистов МГИК подготовлен «креативный марафон» заданий для участников олимпиады, позволяющий прокачать свои компетенции в создании блогов, написания сценария, создания медиа-продукта, продвижения креативного проекта».
Все задания практикоориентированы, направленны на развитие профессиональных и надпрофессиональных компетенций участников и разработаны при содействии партнеров- работодателей.
На первом отборочном этапе участники выполняли тестовые задания. Вопросы, разработанные аспирантом Игорем Новиковым, были междисциплинарными и позволяли сформировать систему знаний о современных креативных индустриях, творческом бизнесе и правовой составляющей креативных индустрий. Для полуфинального этапа выбрано задание по созданию сценария и изготовление качественного видео-продукта. «Создание видео продукта — это симбиоз творчества и владения цифровыми технологиями», – отметил Дмитрий Быков, член жюри, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики МГИК.
Начиная от отборочного этапа и до финальных состязаний, участники вели личный блог на странице «ВКонтакте». Через блог участники создавали новую коммуникационную модель, позволяющую напрямую взаимодействовать с заинтересованной аудиторией. По жанровой составляющей блоги были образовательно-мотивационными, направленные на изучение креативных индустрий молодежной аудитории. Начальник отдела по связям с общественностью Московского государственного института культуры Екатерина Левдина считает, что сегодня умение качественно вести блог одно из динамично развивающихся направлений творческого бизнеса.
Финальный этап олимпиады проводился в офлайн формате и включал выполнение командных заданий. Руководителем Химкинского филиала Никитиным Михаилом и доцентом кафедры дизайна и декоративно прикладного искусства Алексеем Зинчуком был предложен интересный кейс «Создание Арт-объекта (арт-инсталляции) на территории Химкинского филиала библиотечного комплекса Российской государственной библиотеки».
Заместитель директора Центра управления социокультурными проектами Мария Колосова поделилась мнением об уровне подготовки финалистов: «Наш коллектив наблюдал за выступлением финалистов. Нам очень понравилась команда «Вам понравится» и представленный ими проект «Эхо вечности». По задумке авторов проект сможет привлечь молодёжь в науку. Ассоциация главной аллеи для посетителей с дорогой в будущее, совмещение образной и информационной составляющей территории библиотеки, создание яркого впечатления и ощущения уникальности интерактивного социального пространства».
Помимо защиты своих проектов финалисты олимпиады получили читательский билет и смогли походить по читальным залам главной российской библиотеки, увидеть самый большой читальный зал в Европе, посмотреть выставку замечательных плакатов 1950—1960-х в Розовом зале.
Индивидуальные состязания включали в себя решение кейса, представленного Георгием Сумским, главным специалистом отдела проектной деятельности министерства образования и науки, координатором проекта Представительства Агентства Стратегических Инициатив в Луганской Народной Республике «Продвижение художественного литья г. Луганск, как народно-художественного промысла». Цель кейса – восстановить образ города и ремесла под девизом «Луганск – город мастеровых». Этот регион обладает собственной культурной памятью. Генеральным партнерами направления «Креативные индустрии» выступили АНО ДПО «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации иФонд «Соратники». Вузом соорганизатором проведения Олимпиады на новых территориях выступила Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского.
АНО ДПО «МИМОП» ТПП РФ провели программу повышения квалификации для участников Олимпиады. Программа нацелена на формирование знаний предмета креативных индустрий, понимание их роли в развитии креативной экономики, инструментов продвижения креативного проекта и умение работать с целевой аудиторией.
Генеральный директор АО «Салюс», председатель Комиссии по развитию креативных индустрий Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Егор Иванков выступил для участников олимпиады с темой «Стратегия программ пространственного развития регионов и творческая (креативная) индустрия». С современными инструментами продвижения креативного проектапознакомила олимпийцев Председатель Союза пиарщиков России, директор продюсерского центра «Останкино» Мария Тарханова. Сертификаты о прохождении программы олимпийцам участникам были вручены в ТПП РФ.
Елена Королева, руководитель Комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово- промышленной палаты Московской области, член Комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ, Полномочный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) в Центральном федеральном округе, Региональный представитель ОСИГ по Московской области предоставила интересный материал по теме: «Народные художественные промыслы России и молодежь. Традиции страны и творческая (креативная) индустрия».
При содействии ректора АНО ДПО «МИМОП» Анны Палагиной в завершении Олимпиады по направлению «Креативные индустрии» состоялось совместное заседание Совета Торгово-промышленной палаты по финансово-промышленной и инвестиционной политике и Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политики на тему: «Креативные индустрии как драйвер социально-экономического развития территорий. Возможности и перспективы для молодых специалистов».
Участники заседания рассмотрели проблемы и перспективы развития креативных индустрий в нашей стране, совершенствование систем подготовки кадров и дополнительного образованиядля отрасли, а также роли в индустриях таких спецпроектов как «Я – профессионал» с целью удовлетворения потребностей предпринимательского сообщества в молодых специалистах и реализации новых инновационных проектов. Кульминационным моментом заседания было вручение сертификатов финалистам о прохождении программы повышения квалификации.
Луиза Гагарина, генеральный партнёр направления, президент Фонда «Соратники» внесла весомый вклад в развитие системы наставничества. «Моя задача объединить бизнес, госорганы, некоммерческие организации в регионах с целью оказания помощи ребятам уже после завершения олимпиады. У них созданы проекты, и они могут с ними выходить на рынок. Опыт олимпийцев необходимо тиражировать и распространять на всю страну, и мы должны участвовать в карьерной судьбе наших олимпийцев. На наш взгляд, это станет мощным толчком для развития креативных индустрий», – отметила Луиза Гагарина.
При подготовке к VII сезону Всероссийской студенческой олимпиады
«Я – профессионал» укрепилось сотрудничество между Московским государственным институтом АНО ДПО «МИМОП» ТПП РФ, Фондом «Соратники» и этот тройственный союз позволит наладить сотрудничество с реальным сектором экономики, выстроить систему долгосрочных взаимовыгодных отношений с широким спектром возможных видов сотрудничества, позволяющих креативным индустриям открыть ворота в экономику. Участники Олимпиада «Я – профессионал» – это та молодежь, которая формирует «креативный код» нашей страны и в будущем обеспечивает технологический и культурный суверенитет России.
Материал подготовила: Маргарита Красносельская